
Словарь по теме «Посуда»
Слова-предметы:
Чайник, чашка, блюдце, тарелка, ложка, нож, вилка, стакан, кастрюля, сковорода, половник, кофейник, конфетница, салатница, сахарница, солонка, крышка, дно, стенка дуршлаг, носик, ручка.
Слова-описания:
Фарфоровая, глиняная, деревянная, стеклянная, оловянная, железная, керамическая, кухонная, чайная, столовая, новая, удобная, глубокая, мелкая, чистая, высокая, низкая, острый.
Слова-действия:
Жарить, варить, готовить, чистить, накрывать (на стол), переливать, разливать, резать, разбивать, мыть, споласкивать, вытирать.
Дидактические игры:
«Один – много»
(закрепление в речи детей множественного числа имен существительных)
тарелка – тарелки, кастрюля – кастрюли, ложка – ложки, вилка – вилки, стакан – стаканы, половник - половники и т.д.
«Назови ласково»
(образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов).
сковорода – сковородочка, тарелка – тарелочка, стакан – стаканчик, чашка – чашечка, поднос, сервиз, половник, солонка, маслёнка и т.д.
«Сосчитай посуду»
(согласование существительного с числительным)
Один нож, два ножа, три ножа, четыре ножа, пять ножей, шесть ножей и т.д.
Можно взять слова для счета – стакан, половник, вилка, ложка и т.д.
«Какая бывает посуда?»
(образование относительных прилагательных)
Посуда из стекла – стеклянная; из металла – металлическая; из фарфора – фарфоровая; из глины – глиняная, из пластмассы – пластмассовая и т.д.
«Как называется?»
Посуда для сахара – сахарница, для соли - солонка, хлеба - хлебница, супа- супница, молока -молочник, масла - масленка, конфет - конфетница и т.д.
«Найди общее»
Чашка и кружка – они круглые, гладкие, устойчивые, белого цвета, из них можно пить, у них есть ручка.
«Найди разницу»
Чашка и кружка – чашка сделана из фарфора, а кружка – из железа; чашка бьётся, а кружка – нет; фарфор плохо проводит тепло – из чашки хорошо пить чай, не обожжёшь губы кипятком; железо быстро нагревается, и горячий чай из кружки сразу пить нельзя, можно обжечься.
Подбери признаки (не менее трех признаков):
Чашка (какая?) – … чайник (какой?) — …
Образуй признаки (от предмета): посуда из пластмассы — пластмассовая, из стекла —….
из глины — …, из дерева — …, для праздника - …., для кофе - …., для кухни- ….
Назови посуду: чайную — …. столовую — … кухонную — …
«Родственные слова»
(образование однокоренных слов)
Кофе – кофейник – кофеварка – кофемолка - кофейный
Чай - ...(чайник - чайный )
Суп - ... (супчик – супница - суповой )
Загадки по лексической теме недели:
Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка)
Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)
Ходит он из края в край, режет чёрный каравай. (Нож)
Из меня посуду тонкую, нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор, называюсь я … (Фарфор)
Сама не ем, а людей кормлю. — (Ложка.)
Из горячего колодца через нос водица льется. — (Чайник.)
Рыба в море, а хвост на заборе. — (Ковш.)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода скипела!» (чайник)
И в столовой, и на кухне,
В ресторане – и везде:
Если варят – то в кастрюле,
Жарят – на …. (сковороде)
Среди ложек я полковник
И зовут меня … (половник)
Пословицы и поговорки
(предлагаем обсудить с детьми).
1.Посуда бьётся - к счастью.
2.Без труда не отмоешь добела.
3. Не пытайся налить с верхом.
Развиваем связную речь.
Игра « Где живут продукты?»
(Сахар живет в сахарнице. …соль, сухари, масло, перец, чай, кофе, селедка, конфеты,фрукты, салат)
Игра "Составь предложения с предлогом "С"
С чем ведро, если в нем ... (вода, молоко, морковь, картошка...)?
С чем кастрюля, если в ней ... (суп, борщ, картошка...)?
С чем чашка, если в ней ... (чай, кисель, кофе, молоко...)?
С чем банка, если в ней ... (капуста, варенье, мед, мука...)?
Игра "Назови предмет посуды на звук:"
[ч] – чайник, … [б] - … [н] - … [вь] - … [л] - … [к[с] - … [т] - … [мь] –
Игра «У какого предмета посуды есть это?»
Носик есть у …, дырочки есть у …., крышка есть у…., одна ручка есть у ….., лезвие есть у …
Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Раз, два, три, четыре, Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и
хлопают в ладоши.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой.
Чайник, чашку, ковшик, ложку Загибают пальчики, по одному, название посуды.
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили, Снова загибают пальчики.
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Попеременно ритмично ударяют кулачок об
кулачок и хлопают в ладоши.
Пальчиковая гимнастика «Помощник»
Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)
Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)
Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)
Проговорите с ребенком скороговорки.
Скороговорки способствуют развитию общих речевых навыков — правильного звукопроизношения, четкости дикции, речевого дыхания.
Выпил Яшка чаю чашку, мало чашки чая Яшке.
Старик Скороговоров, купил скороварку, разбил сковородку, забыл скороговорку.
Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос. Мне тарелку Валерка на подносе принес.
Упражнение «ПОСУДА».
(Координация речи с движением.)
Вот большой стеклянный чайник (Надули животик: одна рука на поясе, другая изогнута, как носик.)
Очень важный, как начальник.
Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе.)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг.)
Только стукни — разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянулись, руки сомкнули над головой.)
Голова на тонкой ножке.
Вот пластмассовый поднос. (Легли на ковер, вытянулись.)
Он посуду нам принес
Лепка "Чашка с блюдцем"


Список рекомендуемой художественной литературы по теме:"Посуда"
К. Чуковский «Федорино горе», «Муха-Цокотуха»;
Бр. Гримм «Горшок каши»;
Русская народная сказка «Лиса и журавль»;
Русская народная сказка «Три медведя»;
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»;
Анна Шорох «Сказка про чашку»;
«Как посуда чуть не перессорилась»;
«Сказка о мальчике Саше, который не любил мыть посуду»;
Л. Никитинская «Сказка о Кастрюле»;
Эно Рауд «Кастрюля ежа»;
«Сказка о чайнике, кастрюле и сковродке»;
«Сказка о двух кастрюльках»;
«Для чего нужна посуда?»;
Е. Николаева «Я сейчас готовить буду»;
С. Буслова «Я с посудой осторожна»;
Б. Коренфельд «В магазин приходим с внучкой»;
Н. Нищева «Вот большой стеклянный чайник»;
Г. Шагалиева «На кухне раскричались ложки»;
И. Бель «Вилка с ложкой поругались»;
З. Александрова «Большая ложка».