
Уважаемые родители!
Предлагаем вам поиграть с детьми в дидактические игры и упражнения по теме "Домашние птицы"
В ходе игр дети раннего возраста могут узнать:
- названия домашних птиц и их детенышей: гусь–гусыня-гусята, селезень-утка-утята, петух-курица-цыплята;
- понятие «домашние птицы»;
- как называется помещение, где живут домашние птицы;
- чем эти птицы питаются;
- название частей тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки);
- о пользе домашних птиц для человека;
- для чего люди разводят домашних птиц;
В ходе игр сможете обогатить словарь детей
- существительными: утка, селезень, утёнок, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребешок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, бородка, гребешок, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, подушка, одеяло;
- прилагательными: красивый, резвый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, пушистый, желторотый, пёстрый, ряба, длинный, острый;
- глаголами: клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, ходить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, шипеть, налетать, пищать, заботиться.
Рекомендации:
- Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц, отметьте их внешние признаки;
- Расскажите о том, где птицы живут, чем питаются;
- Закрепите в словарном запасе ребенка названия птиц и их детенышей.
Дидактические игры и задания.
«У кого - кто?»
(упражняем в словообразовании существительного с помощью суффиксов):
курица – цыплёнок / цыплята
утка – утёнок / утята
гусь – гусёнок / гусята и т.д.
«Один – много»
Курица одна, а цыплят ….. много
Уточка одна, а утят … много и т.д. (и наоборот)
«Большой – маленький»
(упражнять в подборе прилагательных)
Курица большая, а цыплёнок маленький, крохотный и т.д
«Назови маму»
(упражняем в употреблении родительного падежа существительных):
мама курица у …… цыплёнка
мама утка у …..утёнка и т.д.
«Сравни птиц с людьми и животными»
(практическое овладение навыком построения предложении с союзом а)
у человека - дети, а у птиц - птенцы.
у человека - нос, а у птицы - . . .
у животных - шерсть, а у птиц - . . .
у кошки - лапы, а у птиц - . .
«Кто как кричит?».
Гусь — гогочет,
утка — крякает,
курица — кудахчет,
петух — кукарекает,
цыпленок — пищит,
индюк — балаболит.
«Назовите родителей»
У цыпленка — курица, петух;
у индюшонка — индюшка, индюк;
у утенка — утка, селезень;
у гусенка — гусыня, гусак.
«Один — много»
Гусь — гуси — много гусей,
утка — утки — много уток,
петух — петухи — много петухов,
курица — куры — много кур,
гусенок — гусята — гусят,
гусыня — гусыни — гусынь,
утенок — утята — утят,
индюк — индюки — индюков,
индюшка — индюшки — индюшек,
индюшонок — индюшата — индюшат.
«Назови ласково»
(формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами) предложите ребенку изменить слово по образцу:
Петух — петушок — петушки,
зерно — зернышко — зернышки,
курица — курочка — курочки,
цыпленок — цыпленочек — цыплятки,
утка — уточка — уточки,
гусь — гусачок (гусенок) — гусачки (гусята, гусятки),
гусыня — гусынюшка — гусынюшки,
утенок — утеночек — утятки,
индюшка — индюшечка — индюшечки,
индюшонок — индюшоночек — индюшатки,
крыло — крылышко — крылышки.
«Угадай, кто это?»
1.«Шипит, гогочет, ущипнуть меня хочет». Кто же это? (ответы детей). Описание внешнего вида гуся. Какая шея у гуся? Какая головка, клюв, лапки, сколько их? Обратите внимание на лапки, на них есть перепонки. А как вы думаете зачем гусям перепонки? (они помогают плыть). Таких птиц называют водоплавающие. Папа-гусь, мама-гусыня. А как зовут их деток? (гусята, много гусят, а один – гусенок).
2.«Под дождем гуляет, щипать травку обожает. «Кря» кричит – вот это шутка! Ну, конечно, это …… утка». Рассматривание утки: селезень – папа, с красивым разноцветным оперением, головка зеленая, мама – утка – вся коричневая. У селезня и утки шея короткая, у них есть клюв крылья, лапки. А на лапках что? Перепонки. Так же как и гусям, уткам перепонки помогают плавать. Гуси и утки какие птицы? - водоплавающие. У них есть детеныши. Как их называют? Правильно – утята. А один – утенок.
3.«Кто так заливисто поет о том, что солнышко встает?». Правильно, это петушок. Вот какой красивый петушок. Он большой, у него красивый разноцветный хвост. А это что? (гребешок, бородка). Какого цвета гребешок и бородка? Красного. У петуха две ноги, обратите внимание, на ножках у петуха есть еще шпоры. А есть ли у него перепонки? Нет, а почему? Как ты думаешь? Потому что они не умеют плавать. Петушок живет не один. Послушай загадку: «Квохчет, деток созывает, под крыло всех собирает». Кто это? Правильно, это курочка. Посмотри, курочка меньше петушка, у нее хвостик маленький, а у петуха? (большой). У нее бородка и гребешок маленькие, а у петушка? (большие). А с кем гуляет курочка? (с цыплятами). Детки курочки и петушка называются цыплятами.
4.«Кричит утятам: «Кря-кря-кря, Кря-кря-кря, я купаю вас не зря».
5.Вот гусыня с гусятыми. Гусыня большая, а гусята маленькие. Гусыня с гусятами щиплют травку. Гусыня кричит гусятам: «Га-га-га, га-га-га, не ходите никуда».
Обобщаем:
– Как можно назвать, одним словом этих птиц? (Домашние птицы.)
– Почему их называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, и человек заботится о них.)
– Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники, птичник.)
Пальчиковая гимнастика №1
Есть у курицы цыпленок,
У гусыни есть гусенок,
У индюшки – индюшонок,
А у утки есть утенок.
У каждой мамы малыши
Все красивы, хороши! Большим пальцем поочередно касаются остальных, начиная с мизинца.
Пальчиковая гимнастика №2
Первый, второй - шли утята. Поочерёдно сгибать пальцы рук,
Третий, четвёртый - за водой. начиная с большого, а со слов
А за ними плёлся пятый. «пи- пи- пи» ритмично сгибать
Позади бежал шестой. и разгибать пальцы обеих рук.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал.
А десятый испугался.
Громко- громко запищал:
« Пи-пи-пи!»-
« Не пищи, мы тут рядом, поищи!»
Загадки.
По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (Гусь.)
Весь я золотистый, мягкий и пушистый.
Я у курицы - ребёнок, а зовут меня ... (цыплёнок).
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка,
Раньше всех встаёт, голосисто поёт. (Петух.)
Квохчет, хлопочет,
Детей созывает,
Всех под крылья собирает. (Курица)
Беленькие перышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке? (Петя-петушок)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница,
Впереди корабль идет,
За собою их ведет. (Утка с утятами)
По двору он важно ходит
Раздувается как шар.
И совсем ему не лень
Бал-бал-бал кричать весь день. (Индюк)
Художественная литература по теме недели:
А. Барто « На птичьем дворе»,
Г.Х. Андерсен « Гадкий утёнок».